Врата Вселенных

Урал - опорный край державы

День первый

08.07.17

Необычное началось еще в Домодедово. Посреди аэропорта мы столкнулись с Валей. Оказалось, что в это же время из Домодедово Пастушка и Музыка улетают в Черногорию. Мы встретились, обнялись и пожелали друг другу хорошей дороги. В Перми наша группа соединилась благополучно, за исключением того, что у Солнышка, Афы и Огонька потерялся багаж (через два дня его нашли и привезли). Нас ждал автобус до Красновишерска. Сначала водитель включил нам документалки про Пермь («Космическая Пермь», «По дороге в Лукоморье» и др.), а потом развлекал рассказами про местное житье-бытье. Он даже провез нас по центру Соликамска, чтобы мы смогли хотя бы из окна автобуса посмотреть тамошние старинные храмы.

8 часов дороги мы почти не заметили - было ощущение чуть ли не мгновенного перемещения из Москвы в Красновишерск. По приезду встретились с проводником Эльдаром - молодым человеком, который ради нас облачился в белый пиджак, галстук и сопроводил до гостиницы. Как выснилось позже, он потомок сосланных вовремя войны крымских татар в 4-м поколении. Гостиница оказалась тихой, уютной, в приятном месте недалеко от центральной площади. Номера как на Сенеже, удобные и комфортные. Валя организовала всё исключительно хорошо, за что мы не уставали её благодарить.

После заселения мы решили пройтись по окрестностям и подумать, что делать дальше. За гостиницей оказался местный парк культуры и отдыха, почти заброшенный. Через него мы вышли к Вишере и попытались поздороваться с рекой, но там гулял народ и стояли ржавые гаражи для лодок, так что медитация не пошла. И комары, конечно...

Тогда мы вернулись в парк, где было подобие этнографической деревни, нашли избушку на курьих ножках и затеяли сказку. Баба Яга попыталась выдать Белку замуж за Ивана-дурака, потом за Царя, потом еще за кого-то, но закончилось все танцем «Каравай-каравай, кого хочешь выбирай», в результате которого в центре каравая оказалась Солнышко. Потом мы попытались подойти к речке Смородинке (довольно мрачный, грязный ручей с буреломами) и перейти Калинов мост, но это вызвало у Белки горячий протест, и сказка была на время отложена. Мы изначально договорились внимательно слушать друг друга и действовать только при полном общем согласии. Так что мы повернули обратно и занялись тем, что подыскали место для Лотоса и зарядки, на котором состоялось первое на этом семинаре вече.

День второй

09.07.17

Утром почти вся группа собралась на зарядку и Лотос, а после завтрака началась первая семинарская экскурсия - камень Ветлан. К Ветлану, который оказался длинной каменной грядой, нас отвезли на специальном Камазе, и там мы наконец как следует поздоровались с Вишерой. Мы единодушно согласились, что эта гряда - шеренга воинов, на подобие 33-х богатырей. Как-то само собой родилось название для нашей сказки - «Лукоморье», тем более, что намек на это был еще в автобусе - так назывался один из показанных нам фильмов.

Дорога на камень шла по болоту, потом мы углубились в первобытный лес, навевающий мысли о динозаврах, совершили крутой подъем, по пути сделав небольшую остановку для того, чтобы поздороваться и попытаться соединиться с пространством Ветлана.

Дальше тропа вела непосредственно по самой гряде к смотровым площадкам. Для многих из нас путь по ней превратился в сказочное путешествие через врата и порталы, через встречи с лесными жителями, типа гриба Боровика, и просто через общение с природой.

На смотровой площадке, пока проводник готовил на костре гречневую кашу с тушенкой, Баба Яга и Вселенная сделали медитацию, Лотос и попытались поработать со звуком. В это же время Солнышко и Огонек присоединились к молодежи, которая распевала песни с вершины утеса. Тоже звук. Остальные слушали байки Эльдара про медведей, кабанов, волков и другую местную живность, про добычу алмазов, золота и прочих богатств. Еще Эльдар рассказал легенду о том, что два богатыря, Ветлан и Полюд, поспорили из-за прекрасной девушки Вишеры и устроили поединок. Богатыри кидали друг в друга камни до тех пор, пока там, где они стояли, не появились две горы, а Вишера, лишившись обоих женихов, заплакала и превратилась в реку.

Потом была каша, чай, рассказ Маменьки про дедушку Ау и спуск вниз, во время которого Ковбой проявил качество мерцания. Он то появлялся, то растворялся в воздухе, а под конец вообще превратился в Бабу Ягу. Золушка со Вселенной периодически зависали в хвосте, то изучая микромир, то общаясь с местными лесными обитателями. Остальные были в относительной норме. Вечером мы организовали вече на гостиничной кухне, после чего вместе порисовали и пораскрашивали.

День третий

10.07.17

Утром после Лотоса началось непонятное. Дочь Вселенной, Лиза, предъявила нам портрет неизвестного существа, явившегося ей прошлой ночью. Солнышко и Огонек заявили, что видели такого же, и еще всяких других, а у Золушки всю ночь спонтанно шли стихи. В качестве рабочей гипотезы было принято, что это коллеги из космоса, хотя часть группы увидела в этих существах местных духов, растревоженных нашим появлением.

В планах у нас был краеведческий музей и музей сидевшего в этих местах писателя Шаламова. Для затравки я немного рассказал о Шаламове, о том, что город Красновишерск возник на месте бывшего Вишлага и о репрессиях как таковых. Музей оказался совсем небольшой, но с потрясающим экскурсоводом и интересными экспонатами. Особое внимание привлек позитивный лис, реалистичный волк, а также рассказ про курьи ножки — сараи на деревьях, где хранили добычу охотники и от которых пошли истории про Бабу Ягу. Как и в предыдущий день, Баба Яга проявилась очень ярко. Вообще, прозвучали многие наши имена: Россомаха, Лиса, Выдра, Белка и др.

Мы уже знали, что город Красновишерск возник на месте лагеря, но в Шаламовском музее нас удивили историей о том, что из этого лагеря планировалось сделать Город Солнца, и о том, что местные жители грозились сжечь музей. Т. к. почти всё население города - это потомки заключенных, ссыльных и тех, кто их охранял, у многих экспозиция вызывала тяжелые воспоминания. У нас от неё тоже осталось тягостное впечатление, потому что соприкасаться с такими вещами мы уже умеем, но экскурсовод довольно быстро перешла к позитиву, проводив нас к фонтану на городской площади, который посвящен героям главной местной легенды: Ветлану, Полюду и Вишере. Нам пришлось послушать эту легенду еще раз, но не в банально-туристическом, а в эзотерическом варианте. Оказывается, отец Вишеры, шаман, специально наделил женихов силой Земли, чтобы посмотреть, насколько разумно они будут ей распоряжаться. Но добры молодцы начали меряться этой силой, ссориться друг с другом, трясти Землю и губить все вокруг себя. Тогда Вишере пришлось разлиться водой, чтобы разделить враждующих и утихомирить стихию Земли, а разгневанный шаман обратил богатырей в камни. Короче, сказка оказалась о том, что людям рано владеть силами природы.

После обеда мы отправились с этим же экскурсоводом в этнопарк. Это две избы - русская и коми-язьвинская. Они находились в том самом парке, где мы по утрам делаем Лотос и где начала разыгрываться наша сказка «Лукоморье». Нас провели внутрь и показали, в какой обстановке здесь раньше жили люди. Мы попросили уделить побольше внимания местным легендам, тем более, что накануне получили твое пожелание на эту тему. В результате часа два нам рассказывали про домовых, банных и прочих местных духов: как леший водит по лесу незадачливых охотников, как перенести домового со старого места на новое, как ставить шкалик лесному духу, чтобы он позволил погулять в своих владениях, как с помощью духов найти клад, какие существуют способы поговорить с духом и т. д. Причем для местных это не фольклор - это жизнь. Вобщем, мы еще глубже погрузились в сказку и даже, как и местные, начали путать, где сказка, а где реальность.

Проводник Эльдар предложил посмотреть родник, из которого местные жители берут воду. Вокруг родника была самая настоящая помойка. Эта двойственность - красота природы и загаженность мира людей, не только физическая, но и моральная - растянула многих из нас. Еще один момент был всеми отмечен: казалось, что мы прошли за этот день огромное расстояние, как в пространстве, так и во времени, а на самом деле перемещались по маленькому пятачку в пределах городской площади. Завершили день общим собранием.

День четвертый

11.07.17

Утром мы сделали зарядку, Лотос и попросили у местных духов разрешения побыть в их пространстве, т. к. нам предстоял сплав по реке, а значит, тесное общение с природой. В 9-30 за нами пришла машина, и мы поехали в верховья реки Вишеры. Пока проводники надували катамараны, мы нашли подходящее место и устроили на берегу реки небольшую медитацию, после чего Золушка сделала небольшой доклад об элементалях воды (по Парацельсу).

Проводники приготовили нам завтрак, мы попили чай, и от какой-то внутренней радости сам собой организовался танцевальный флеш-моб. Потом начался сплав. Нас медленно несло по течению под ярким солнцем, в полной тишине, мимо вишерских берегов. Оба катамарана были связаны вместе, и мы ощущали единство друг с другом и окружающей нас природой.

Около камня Говорливого мы остановились на обед. Пока варились наши макароны, мы прошлись по заброшенному селу Говорливому, и заглянули в храм, который местные жители пытаются восстановить.

Мы оставили запись от имени Школы в книге для посетителей и внесли небольшую лепту для восстановления храма. Потом мы увидели кедр, растущий прямо на краю обрыва. В него били молнии, он сильно обгорел, но все равно стоит крепко на своей земле, живет и зеленеет.

После обеда мы сова поплыли на нашем общем корабле, переходя от благоговейного молчания к шуткам и общему смеху. Золушка и Солнышко оказались достаточно смелыми, чтобы искупаться. В какие-то моменты было полное ощущение, что мы плывем по небу...

Потом началось странное - солнце уже пошло на закат, а до конечного пункта нашего путешествия было еще далеко. Как потом выяснилось, проводники забыли мотор, который должен был сократить время в пути. Мы сели на весла, чтобы вернуться домой до темноты. Гребли по-очереди, сменяя друг друга. Потом остановились на ужин, и пока Эльдар готовил нам тушеную картошку, второй проводник, Дмитрий, отвел нас на камень Малый Ветлан. Это была гора отдельно стоящая с двумя гротами. Несмотря на то, что мы попросили разрешения войти, пространство Малого Ветлана не показалось нам приветливым.

Хотя позже Вселенная, Белка и Баба Яга поднялись выше по хребту и им открылась совсем другая картина. Они назвали увиденное там Храмом Солнца, а увидели они стены, алтарь и лик на скале. Мы поверили - что еще оставалось делать? Не идти же проверять.. Кстати, на время нашего приезда прогноз погоды обещал грозы и проливные дожди. Но дождик если и моросил, то грибной и чуть-чуть, остальное же время светило яркое солнце с температурой воздуха +30. Все мы воспринимали это как благоприятный знак и благоволение свыше для нашей работы.

Итак, пока сёстры исследовали храм Солнца, а Эльдар готовил, прямо с неба на нас упал марсианин. Мы, как могли, постарались наладить с ним контакт. Он отвечал нам маханием рук, бульканьем и прочими разумными сигналами.

Проводники также показали нам несколько игр, которыми они иногда развлекают туристов. Некоторые показались очень интересными и подходящими для нас, так что мы их запомнили. Постепенно начала вырисовываться проблема: мы опаздывали на место встречи с машиной, но это было несущественно, потому что водитель, как выяснилось, ушел в запой. Встречать нас было некому. Проводники паниковали, а мы наоборот. Все были на удивление спокойны, опять дружно сели на весла и уже в темноте все-таки добрались до нужного места. Ребята пытались решить проблему с машиной, а мы опять ударились в игры и танцы. Где-то через полтора часа пришла мысль, что мы забыли поблагодарить Вишеру за прекрасное путешествие. Может быть в этом была причина, что оно всё никак не заканчивалось? Выстроившись на берегу, мы выразили реке свою благодарность.. и через пару минут услышали рев мотора. Это ехал адский постапокалиптический тарантас, который проводникам удалось найти посреди ночи, чтобы отвезти нас домой.

Около гостиницы мы выгрузились в 0-45. Таким образом время в пути от начала до конца составило 15 часов 15 минут. Несмотря на очень длинный день, мы тем не менее собрались на наше традиционное вече.

День пятый

12.07.17

С 8-00 до 17-00 в гостинице отключили воду. Мы вспомнили, что наша поездка длится как раз с 8-го числа по 17-е, и не стали сильно напрягаться. Сочли, что пространство уравновешивает сегодняшним недостатком воды вчерашний её переизбыток. Утро прошло в хождениях на рынок, неспешном гулянии и философских беседах. Однако сказка дала о себе знать - мы нашли классический камень на распутье: «Направо пойдешь.. налево пойдешь..»

Мы решили, что нам - прямо. После обеда мы собрались у Калинова моста, чтобы все-таки перейти его и попасть на тот берег Смородинки. Первым пустили Хомяка. Он перебежал через мост и радостно засигналил с другого берега. Второй пустили Кису - она больше Хомяка, но юркая и быстрая, а потом решили рискнуть Обезьяной, которая перебралась по перилам, после чего мост был признан безопасным для людей, и мы все его перешли.

Вернее перебежали. На том берегу был старый парк, оставшийся с лагерных времен. Там стояли постаменты без статуй, остатки фонтанов, дорожек и прочей парковой планировки. В целом он был заросший и неухоженный, но нашей сказке это не помешало, потому что навстречу нам вышли две странные бабушки и кошка.

Они были по-настоящему сказочные и добрые. Кошка дала себя погладить, а бабушки посетовали, что в парке грязно, и никто не убирает. У Вали позже возникла идея немного прибрать в парке, но к нашему стыду, на эту идею не хватило времени. Пообщавшись с бабушками, мы переместились к постаменту в виде куба, на верхней грани которого был вписан круг. Мы сделали из круга циферблат и выставили на нём время 15-00.

Потом 5 человек ушли по одной тропе, а 6 по другой, и наткнулись на шестигранный фонтан, вернее, его остатки, с шестигранным же постаментом посередине. На него мы поставили Солнышко, а сами встали по углам. Потом мы сделали 3 круга: по часовой стрелке, против часовой, и снова по часовой. Это была идея Белки, а в чем её скрытый смысл - никто не знает. Потом мы попытались пройти дальше по тропе в глубь парка, но Белка снова остановила процесс, заявив, что чувствует там закрытое пространство. Мы не стали спорить, а вышли из парка через ворота, возле которых обнаружили еще один маленький фонтан,

на этот раз с пятью гранями. Сами ворота были стилизованы под пятиконечную звезду и напоминали витрувианского человека. Кстати, в ворота были вписаны 6 шестеренок, по 3 с каждой стороны. По итогу мы решили, что на нашем семинаре включилась геометрия и коды 5 и 6. В сумме - 11, т. е. Врата. Дом на заднем плане - типичный для Красновишерска. Весь город такой. А на выходе из парка мы получили сообщение, что коллеги тоже здесь.

Вечером была организована встреча с местным историком, писателем, краеведом и просто замечательным человеком — Игорем Владимировичем Яковлевым, автором сборника сказок «У древних скал» и нескольких работ по истории Пермского края. Общались допоздна, пока администратор гостиницы нас не разогнала - об истории, легендах, природе и просто о жизни. Что-что, а с людьми нам на этом семинаре повезло. Яковлев - на фото справа. День, как всегда, завершился общим вече.

День шестой

13.07.17

После утреннего Лотоса я залез на маленькую бетонную пирамидку и начал проповедовать смирение. Это произошло спонтанно, и породило лозунг дня: «Главное не загордиться!», а также еще одного героя нашей сказки - гуру Джа, срисованного мной с Ситы и ему подобных. Баба Яга тут же ответила своей проповедью о том, что если засунуть человека в трансформатор и подать туда напряжение 220 вольт, он сразу достигнет просветления.

Народ почему-то активно подхватил тему гордыни, в результате чего она звучала еще дня два или три. Вселенная сначала подумала, что мы над ней глумимся, но потом успокоилась и с удовольствием приняла участие в этой игре. А между тем нам предстояло путешествие на камень Помяненный. Нас отвезли на автобусе к подножью камня, насколько хватило дороги, а потом начался долгий подъем в гору по сгнившему деревянному настилу. Тут духи леса подали нам первый знак: мой фотоаппарат, который я перекинул через плечо, зацепился за ветку и повис на ней, а я пошел дальше. Хорошо, что Валя увидела. И мы решили попросить у духов разрешения пройти, для чего принесли им дары - печенье и конфеты.

Поднявшись по дороге, мы вошли в зону вертикальных болот и криволесья.